Методики развития детей раннего возраста... открываем новые горизонты!

Рубрика: (Дети и их развитие) | Автор: Елена Бикбаева | Дата: 28-04-2011 | Печать:  

Методики развития детей раннего возраста. Вальдорфская педагогикаИскусство воспитания должно основываться не на общих рассуждениях о гармоническом развитии всех сил и способностей, оно может быть построено лишь на основе подлинного познания существа человека…

Р. Штайнер

Здравствуйте, дорогие друзья!

Мастерская «ЛенаБик» рада снова приветствовать Вас!

Сегодня я хочу продолжить свою рубрику «Давайте развиваться… вместе!» (откроется в новом окне), в которой делюсь своими мыслями по поводу раннего развития детей.

В предыдущей статье этой рубрики (откроется в новом окне) я рассказывала об основных моментах, такой методики развития детей раннего возраста, как… методика Домана. О нашем опыте адаптации данной методики раннего развития детей применительно к детскому развивающему коврику Вы можете прочитать здесь и вот здесь (откроется в новом окне).

Да… из этой методики я почерпнула довольно много поучительного, интересного, познавательного… даже завораживающего. Мистер Доман отличный рассказчик и учитель. В его книге я нашла много полезной информации, часть из которой даже успела применить на практике. И мистер Доман, на мой взгляд, дает ну просто отличные ориентиры для мам в области гармоничного физического и умственного развития ребенка. Но… решив не останавливаться на достигнутом, я поспешила осваивать новые горизонты. А именно… Меня заинтересовала вальдорфская педагогика.

В чем же ее суть? Ее особенности? Отличительные черты? Давайте разбираться…

Основатель вальдорфской педагогики. Рудольф ШтайнерОтцом-основателем данной педагогики является австрийский ученый, писатель, философ-мистик, эзотерик, а также основатель антропософии…  Рудольф Штайнер.

И вот как сам Рудольф Штайнер характеризует понятие антропософии:

Антропософия — путь познания, призванный духовное в человеке привести к духовному во Вселенной… Антропософ — это тот, кто ощущает, как существенную жизненную потребность, определённые вопросы о природе человеческого существа и Вселенной, так же как люди испытывают голод и жажду.

 

Ну а вальдорфская  педагогика Штайнера, по сути, является альтернативной педагогической системой, основанной на антропософском представлении о человеке и на чувственно-сверхчувственном познании, на образном мышлении, сопереживании.

Первая школа, основанная на принципах данной методики, открылась в 1919 г. по просьбе Эмиля Мольта, владельца и управляющего табачной фабрикой «Вальдорф-Астория» в Штутгарте (Германия), что собственно и послужило в последствие источником названия методики (педагогики) «Вальдóрфская».

Вот основные принципы вальдорфской педагогики, отличающие данную методику от ее собратьев, по данным «Википедии» – свободной энциклопедии»:

Вальдорфские школы работают по принципу «не опережения» развития ребенка, но предоставления всех возможностей для его развития в собственном темпе. При оборудовании школ отдается предпочтение натуральным материалам и неготовым игрушкам и пособиям (в первую очередь для развития фантазии детей). Большое внимание уделяется духовному развитию всех участников учебно-воспитательного процесса.

Учебный материал подается блоками, но день на всех этапах обучения (от яслей до семинарий) разделен на три части: духовный (где преобладает активное мышление), душевный (обучение музыке и эвритмическому танцу), креативно-практический (здесь дети учатся в первую очередь творческим задачам: лепить, рисовать, вырезать из дерева, шить и т. д.).

Ритм дня может быть подчинен тому предмету, блок которого сейчас в изучении (например, если изучают математический материал, детям предлагают «увидеть» его во время танца или при шитье). Кроме того, учебный материал дается с учетом соответствия развития ребенка и развития исторического общества. Например, в 6 классе, когда у детей формируется представление о справедливости и государственности, проходят историю Римской империи, а в 7 классе, в период начала полового созревания, проходят средневековье, с его ярко выраженной мужественностью (рыцари) и женственностью (дамы). При этом дети ставят спектакли, участвуют в турнирах, танцуют и даже ездят в города со средневековыми крепостями.

По данным все той же «Википедии» основные методами преподавания вальдорфской методики являются:

1.      Метод «душевной экономии» — основной метод вальдорфской педагогики.

Метод состоит в том, что в процессе обучения у детей развивают ту деятельность, которую ребенок может освоить на данном этапе развития без внутреннего сопротивления организма. Так, от периода смены зубов до полового созревания, обязательно развивают память, работают с образным мышлением ребенка, апеллируют к чувству, а не к интеллекту. После полового созревания в учебный материал включают понятия, работают с абстрактным мышлением ребенка.

2.      Метод «гармонизации душевной жизни».

В процессе обучения и воспитания педагоги стремятся к равновесию в развитии трех душевных способностей ребенка: воли, чувства и мышления. Гармония душевной жизни создает благоприятные условия для здоровой телесной жизни. Воля, чувства и мышление проявляются на каждом этапе развития ребенка в соответствии с возрастными особенностями. Это учитывается в методической работе. Так, в начальной школе в наибольшей степени обращаются преимущественно к воле ребенка, в средней школе — к чувствам, в старших классах — к мышлению.

3.      Метод «гармонизации социальной среды».

Большое значение для ребенка имеет создание вокруг него здоровой социальной среды, так как индивидуальность может развиваться свободно, если вокруг ничто ее не подавляет.

Но не все так радужно и прекрасно, как кажется на первый взгляд…

Методики развития детей раннего возраста. Вальдорфская педагогикаНапример, в той же самой Германии – родине вальдорфской педагогики, дипломы вальдорфских школ не признаются в университетах. Ну а чтобы выпускнику такой школы поступить на обучение в высшее учебное заведение, ему необходимо сдавать экзамены по курсу гимназии.

Стоит также отметить, что вальдорфские школы изначально предназначались для социальной адаптации детей низкостатусных социальных групп. Как упоминалось выше, первая такая школа (собственно и давшая название всей системе) была организована на деньги владельца табачной фабрики «Вальдорф-Астория» для воспроизводства квалифицированного пролетариата из детей её рабочих, для воспитания homo habilis — человека умелого, не претендующего, однако, на звание человека разумного.

Кроме того…

Система вальдорфских школ основана на методике, целями которой является достижение вымышленного состояния («раскрытие высших духовных тел»: так называемому «эфирному» и так называемому «астральному»), что может сказаться на психическом здоровье ребенка. А убеждения сотрудников вальдорфских школ по части использования медицинских препаратов, точнее сказать практически полного отказа от них,  могут нанести ущерб и физическому здоровью школьника.

Помимо этого вальдорфские школы критикуются и христианской церковью за принадлежность к оккультизму и антихристианскую направленность.

Так же, на мой взгляд, весьма интересной является статья «Вальдорфская школа. Впечатления матери» (откроется в новом окне). Пройдя по ссылке, Вы можете почитать ее в первоисточнике. Это уже не сухие, обезличенные материалы энциклопедии, а переживания, впечатления и мироощущение живого человека… матери.

Что ж… весьма противоречивая методика, что, на мой взгляд, напрямую связано с весьма незаурядной и яркой личностью ее основоположника Рудольфа Штайнера. Но, уважаемые читатели, на мой взгляд, есть в этой методике некоторые весьма занимательные аспекты. Например, особое место в данной методологии отведено понятию «ритмичности». Согласитесь, что ритм как таковой имеет огромное значение в жизни человека вообще и ребенка в частности. Все мы живем в определенном ритме дня, ритме недели и, наконец, ритме года. Тем более что в вальдорфской педагогике существуют весьма интересные подходы к органичному и естественному изучению данных понятий применительно к повседневной жизни ребенка.

Что же именно мы решили перенять из данной методики и применить на практике в повседневной жизни нашей семьи Вы, дорогие читатели, узнаете совсем скоро…

А на сегодня, пожалуй, это все, что я хотела Вам рассказать.

До скорой встречи… на нашем «Столике Времен Года» (откроется в новом окне). Пока! Пока!

У Вас есть чем дополнить эту статью? Пожалуйста, выскажите свое мнение в комментариях. Ваш отзыв очень важен для меня. :)

Вы находите данную информацию интересной и полезной для себя? Тогда подпишитесь на обновление данного блога и получайте самую свежую и актуальную информацию... ПЕРВЫМИ! Для того чтобы получать обновления через RSS, нажмите на БОЛЬШУЮ желтую кнопку в правом верхнем углу. Вам удобнее получать новые статьи по электронной почте... тогда введите Ваш e-mail и просто следуйте дальнейшим инструкциям.

Вы еще не знаете что такое новостная лента RSS и зачем она нужна, тогда читайте здесь (откроется в новом окне)... используйте свое время с умом и будьте всегда в курсе!

А с помощью вот этих кнопок Вы легко и просто можете поделиться этой статьей со своими друзьями! ;)

ДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Яндекс

Оставить комментарий

Hide me
Получите обучающий курс по шитью большого коврика развития! БЕСПЛАТНО
Ваше имя: * Ваш e-mail: *
Show me